Касса... Кассиры.... Хищение денег... Обман?
Про кассовые узлы много сказано в узком кругу немногочисленных специалистов широкого профиля по борьбе с потерями предприятий бизнеса. Иногда очень даже актуально звучит фраза: "Кассовый проход" - "Разве хорошее место так назовут?" Или вот ещё - "Кассовая зона". Весь кассовый механизм - это узел проблем. И этому узлу нужно уделять особое внимание. Про наличные деньги мы уже говорили. Теперь более подробно о кассах и кассирах. Для начала несколько слов в защиту кассиров. Кассиры - операционисты опасная профессия. Они чаще всего страдают от нападений, ограблений - объектом которых служат деньги. Кассиры находятся на передовой. часто позади кассира ещё есть заградительный взвод НКВД с пулеметами (в виде охраны например). Отступать некуда. Кассиры часто испытывают серьезные морально - психологические перегрузки. При этом если ещё и зарплата невысока? Это конечно не повод чтобы стараться компенсировать издержки профессии из кармана работодателя. А зарплата? Да кому она нужна - в этом случае (кассиры сами возьмут всё что нужно). Конечно не будем обвинять всех кассиров. Есть честные сотрудники - которые зарабатывают свой хлеб тяжело. Таким честь и хвала. Однако, менджерам, сотрудникам служб безопасности и собственникам хорошо известно, что иногда ущерб от действий кассиров может составлять 50% от общей суммы потерь. Что в этой ситуации делать работодателям (при помощи СБ)? Конечно же жестко защищать свои интересы. Для того чтобы это сделать давайте разберемся Как кассиры могут причинять ущерб? Способов очень много, уверяю вас. Иногда очень изощренные. Для некоторых людей (кассиров) - обман это бизнес. Некоторые даже гастролируют по городу или области. Криминальный бизнес.
Способы нанесения ущерба кассирами
Объектами хищений со стороны кассиров могут быть конечно же деньги. Но также и товар. Самое простое - это просто воровство из кассы. Деньги могут также похищаться как за проведенную покупку или операцию, за часть покупки, за "лишний" товар (количество или вес), за невозвращенный товар, на сумму скидок, разница в стоимости......... и т.д. .... и т.д. Большинство этих способов кассир реализует без сообщников. Т.е. сговора нет. При этом важно разделять - кто будет субъектом ущерба в результате манипуляций кассира. субъектом прямого ущерба может быть как предприятие бизнеса так и клиент этого предприятия (покупатель). В любом случае - это ущерб для бизнеса. Ведь если обманут клиент - то приходится говорить уже о репутации и имидже предприятия, фирмы. Хищения денежных средств кассиром. Простое хищение осуществляется разными способами: Кассир просто изымает деньги из кассы (ворует) - затем передает сообщнику (под видом клиента) - под видом сдачи. Это "сверхсдача". Передача денег может производиться и через сообщника из СБ. Тут в защите действует такой же принцип: "Украсть легко - нужно ещё вынести." Далее идет блок манипуляций с чеком. Незаконных конечно же. Это фиктивные возвраты, непробитие, аннулирование чека. Фиктивный возврат - кассир проводит по кассе несуществующий возврат - далее изымает деньги из денежного ящика (на сумму этого возврата). Всё - присваивает их. При этом конечно товар в предприятие не возвращается и получается двойной убыток - денег нет, товар в недостаче. Непробитие чека - кассир получает деньги с покупателя за покупки, по кассе не оформляет (только делает вид), деньги конечно же присваивает. Важно: во всех этих манипуляциях для кассира важно чтобы в конце дня суммы по х отчету например совпадает с суммой снятия кассы (фактических денег). При такой оперции покупатель не получает свой чек. Раньше ОБХСС очень любило проводить операции и ловить на этом кассиров. Аннулирование чека - кассир отменяет сделку после расчета с покупателем. деньги по сумме аннулированного чека присваивает. Сделки нет - денег нет. Всё сходится - всё в порядке. А вот работодатель (ну тот нехороший человек, который платит маленькую зарплату) пусть эту свою зарплату себе оставит на сигареты. Вот вам мотивация. Далее следуют незаконные конечно же операции с уменьшением или увеличением итоговой суммы сделки - конечно же в пользу кассира. Работодатель (как мы помним) - нехороший человек.Уменьшение итога - сродни аннулированию, только связано с непробитием или отменой одной или нескольких позиций из чека (не всей сделки). Кассир не пробивает или отменяет позиции, однако деньги получает полностью с клиента. Сумму которую кассир "съэкономил" - он кладет себе в карман. Субъект ущерба - предприятие. Кассир хороший и богатый человек, работодатель - плохой и бедный. Увеличение итога - это прежде всего классический обсчет. Ущерб наносится покупателю. основано на добавлении в содержание чека того что покупатель не приобретает. здесь и увеличение количества товара, и добавление одной или нескольких позиций, увеличение веса товара, плюс пробитие дорогого товара вместо взятого дешевого (аналогичного). Если покупатель невнимательный - кассир присваивает деньги за лишний товар. В большом супермаркете обычному покупателю трудно быть внимательным - огромное количество товарных позиций, ещё больше цен на товары. Вот и выходит, что в большей части люди оплачивают сумму обозначенную кассиром. Следующая группа - это манипуляции со скидками, с кредитными картами. Это когда кассир делает скрытую скидку уменьшает или увеличивает итог сделки. С кредитными картами рапостранены повторы сделки. В общем способов обмана и клиентов и предприятия - огромное количество.Чем профессиональней кассир - тем он опасней. Посадите на кассу квалифицированного сотрудника СБ например - и вы никогда ни в чем его не заподозрите, никаких хищений не заметите. Тем не менее данный сотрудник фактически будет "совладельцем" вашего бизнеса. Задача в том, максимально снизить возможности манипуляций и хищений в этом самом кассовом проходе. Некоторые возможности можно просто блокировать (т.е. сделать так чтобы хищения были просто невозможны). Как это сделать? Об этом поговорим в следующей статье......